ВАГОННОЕ ДЕПО ВЕРХНИЙ УФАЛЕЙ


История становления и развития вагонного депо станции Верхний Уфалей начинается со строительства и пуска в эксплуатацию железнодорожного участка Челябинск-Екатеринбург.

Из журналов Комиссии «по освидетельствованию Екатеринбурго - Челябинской ветви Западно - Сибирской железной дороги от станции Челябинск до станции Екатеринбург II перед открытием правильного движения»:

«Комиссия считает своею обязанностью засвидетельствовать, что Екатеринбурго-Челябинский участок в отношении сооружения его представляется сооружением во всех его частях безукоризненным и образцовым. Особое внимание обращает прекрасное использование водоснабже­ния, где строители пользовались возвышенными местами близ станции, чтобы не строить особых водоемных зданий. Комиссия долгом считает заявить, что сооружение дороги, несмотря на технические трудности и большое количество работ, исполнено было в течении непродолжительного срока, начаты работы были в сентябре 1894 года, и 12 ноября 1895 года открыто уже временное движение, благодаря энергии и распорядительности строителя.

По заявлению Начальника Уральской железной дороги, на дороге будут обращаться 4-х осные паровозы, с объемом танка тендеров в 1,1 куб. сажени или 377 куб. футов.

Устроены приемные покои на станции Уфалей, для оборудования их кредит будет передан по ведомости, для пополнения инвентаря медицинскими аптеками на станциях и подъездах, подлежит Начальнику Уральской дороги войти с предложением в Управление казенных дорог.

Предлагаем выделить деньги на строительство зданий площадью 8 кв. сажень, для осмотра подвижного состава.

По расценочной ведомости особого подвижного состава на Екатеринбурго -Челябинской ветви не предусмотрено. Участок будет пользоваться парком Уральской железной дороги.

Участок Челябинск-Екатеринбург переходит в заведование Начальника Уральской железной дороги со дня открытия правильного движения, разрешенного его Превосходительством Управляющим Министерством Путей Сообщения и согласно полученной депеши Его Превосходительства».

Вагонный парк в этот период состоял из 2-х осных вагонов малой грузоподъемности в 16,5 тонн. Вагоны имели рычажные ручные тормоза и винтовую сцепку, что не обеспечивало безопасность движения поездов.

На Урал в конце XIX века устремились квалифицированные рабочие с семьями, жили в вагонах, строили землянки.

Для перевозки переселенцев выделялись товарные вагоны с трафаретом, например, «40 человек, 8 лошадей».


Вагон той поры пьедестал возвышает
Он в 30-е годы нас возвращает.
Деревянный такой... С буферами...
Он как-будто живой беседует с нами.

В необычно сложной для страны обстановке 3 июля 1933 г. постановлением СНК СССР, вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта.

В Наркомате путей сообщения организовалось Центральное управление вагонного хозяйства.

В управлениях железных дорог соответственные службы. На крупных узловых и некоторых сортировочных станциях создали вагонные участки депо.

Вагонное хозяйство получило стройную организационную структуру, его подразделения стали самостоятельными распределителями кредитов, владельцами расчетных счетов в банках.

До 1933 года ремонт вагонов на ст. В.-Уфалей производился на путях бывшего паровозного депо, затем он был перенесен в мастерские по ремонту пути.

Приказами Наркомпути Л. М. Кагановича № 171 от 8 июля 1935 года и начальника Южно-Уральской железной дороги № 203 от 22.07.1935 года определена дата строительства вагонного депо на ст. Верхний-Уфалей на базе вагоноремонтного пункта, который возглавлял Гудков И. В.

Всем начальникам служб, отделов и линейным административным лицам приказывалось все вопросы, связанные со строительством вагонного депо решать ВНЕ ВСЯКОЙ ОЧЕРЕДИ.

22 июля 1935 года официальная дата рождения вагонного депо на станции Верхний Уфалей.

С развитием вагонной базы совершенствовалась технология ремонта грузовых вагонов.

Под вагонное хозяйство подводилась научная, по инженерному грамотная основа. Внесены коррективы в организацию и систему ремонта вагонов, введен капитальный и средний ремонты (1935 год), годовой осмотр (1937 год).

Предприятие получило по тем временам мощную технологическую оснастку:

  • - колесно-токарный станок типа «Гегеншайдт» ;
  • - электропневматический молот «Беше»;
  • - строгальный станок;
  • - два токарно-винторезных станка типа «ДИП -200», «ДИП -250»;
  • - болторезный, сверлильный станки.


В кузнице установили пресс Уварова для испытания крюков винто­вой упряжки.

Баббитозаливочное отделение было снабжено прессом Бринелля для испытания подшипников на твердость и печь для плавки баббита на угольном отоплении.

Основное здание сборочного цеха было низкое, в нем не было мосто­вого крана.

Ремонтировались в основном, двухосные вагоны, часть в цехе (четыре ремонтные позиции), а часть на улице, возле цеха. Во всем депо была одна кран-балка.

С появлением четырехосных вагонов подъемка стала выполняться с помощью винтовых, паровозных домкратов.

Все ремонтные работы выполнялись ручным способом.

Быт вагонников продолжал оставаться неустроенным. Люди жили в бараках. Не было условий быта и на производстве, негде было умыться, переодеться. На работу и с работы вагонники ходили в грязной спецодежде, не было прачечной.

В период Великой Отечественной войны вагонники, как и все труженики тыла, бесперебойно обеспечивали исправным подвижным составом перевозки военной техники и армии на фронт.

Вагонники были непосредственными участниками строительства бронепоездов и бронеплощадок, создавали восстановительные и военно-санитарные поезда, оборудовали вагоны-бани.

Газета «Челябинский рабочий» за 1941 год писала: «Электросварщики вагонного депо ст. В.-Уфалей тт. Кузнецов и Курбатов ежедневно выполняют нормы на 300-400%, сверловщица

Т. Семенова ежедневно дает до 300% нормы. Стахановцы г. В.-Уфалея стоят на вахте труда:

«Все для фронта, все для победы».

В целом по депо ушли на фронт 141 человек, из них 47 не вернулось.

За большие заслуги в годы войны многие работники депо отмечены медалями и знаками отличия. Медалью «За трудовое отличие» и знаком «Отличный вагонник» награждены Градобоева А. Ф., Елисеев А. И., Васильев А. В., Мехонцева Н.Ф. Эти люди были настолько авторитетны, что с ними советовались ру­ководители депо.

В период войны активную помощь в ремонте вагонов оказали женщины - жены работников вагонного депо, о чем свидетельствуют прика­зы, отданные по вагонному депо.

Командный состав депо также принимал активное участие в ремонте вагонов в нерабочее время. Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» награждено 29 работников депо.

Война нанесла огромный ущерб вагонному хозяйству. Почти на 40% сократился парк вагонов, значительная часть вагонов, с относитель­но исправными ходовыми частями имела кузова ограниченно годные для перевозки грузов.

Потребовались огромные усилия коллектива вагонников по сети же­лезных дорог по восстановлению вагонного парка.

Реконструкция вагонного депо проводилась в несколько этапов и продолжается сегодня.

На первом этапе (с конца 40-х годов и начало 50-х) выполнено наращивание стен вагоносборочного цеха с установкой 5-тонного мостового крана.

Эти работы были проведены успешно.

Впервые появилась возможность механизации тяжелых операций по подъемке вагонов, колесных пар, автосцепок.

Построена и введена в эксплуатацию первая столовая на территории депо в бывшем частном доме семьи Гранкиных.

Позднее построено здание цеха механика.

План ремонта вагонов выполнялся с опережением графика.

В приказе начальника депо В.-Уфалей № 475 от 03.10.1950 года отмечено, что коллектив вагонного депо встав на стаха­новскую вахту в честь 33-й годовщины Октябрьской Социалистической революции, сентябрьский план по ремонту товарных вагонов выполнил, в том числе капитальный ремонт на 100%, средний ремонт 105%, годо­вой 103%.

Приказом начальника ЮУЖД Д. М. Калабухова № 179 от 28.08. 1958 года в связи с организацией отделов вагонного хозяйства отделе­ний дорог и в соответствии Приказа МПС СССР № 51/Ц от 05.05.1958 года приказывалось выделить из состава вагонного участка хозрасчет­ное вагонное депо В.-Уфалей с самостоятельным балансом и расчетным счетом в банке.

Второй этап реконструкции депо пришелся на 60-е годы прошлого XX столетия.

В 1960 году построена над цехом механика вторая, со дня открытия депо, столовая на 25 посадочных мест.

1961— цех ремонта люков.

1962— автоконтрольный цех, гараж, женские и мужские душевые, организована механизированная подача смазки на ПТО В.-Уфалей.

1963— лесосушилка, склад материалов, смазкохранилище.

1965— деревообрабатывающий цех.

1966— прачечная.

С 1967 года начали активное совершенствование технологических процессов ремонта грузовых вагонов.

Во главе реконструкции депо стоял начальник депо Щеголев Анатолий Григорьевич.

Реконструкция проходила при большой помощи отделения дороги и под контролем ее руководителей.

В процессе реконструкции здания сборочного цеха был дополни­тельно установлен 10-тонный мостовой кран, количество ремонтных позиций увеличилось с 4 еди­ниц до 8. Впервые вагоны установили на стационарные ставлюги.

Условия труда улучшались с каждым днем, безопасные условия труда для работников депо становилась реальностью.

В цехе организовали участок по ремонту тележек. Разработали и внедрили технологический процесс ремонта тележек.

К цеху со стороны главного пути был пристроен транспортный ко­ридор, в нем установлена мощная моечная машина по обмывке тележек на колесных парах. Подача тележек в мойку и сама моечная машина были механизированы.

Кальцезаливочное отделение было оснащено современными сред­ствами контроля.

В отдельный участок был выделен ремонт люков и дверей, установ­лены дополнительные прессы.

Расширены цеха колесный, роликовый и механический. Впервые был построен колесный парк. Ранее колесные пары хранились везде на территории депо, где находили свободное место.

Депо было специализировано на ремонт полувагонов, план 1970 года со­ставил 3000 вагонов, к 1985 году план ремонта вагонов доведён до 4400 единиц.

В1972 г. в депо введен капитальный ремонт платформ, а затем полу­вагонов.

В1979 г. построен административно-бытовой корпус: на первом этаже душевые, на втором столовая на 50 посадочных мест, на третьем этаже контора. Построен теплый переход между цехами и бытовым корпусом.

В 1991 году смонтирован 20-тонный козловой кран, разработан и внедрен технологический процесс разделки вагонов, исключенных из инвентарного парка МПС.

В этом же году инженерно техническими работниками построена и введена в действие деповская сауна.











Победители социалистического соревнования со школьниками. 1986г.

За время существования вагонного участка и депо многие работники награждены орденами, знаками и медалями.

Знаком «Почётному железнодорожнику»:

Кузнецов Егор Петрович — начальник ПТО Аргаяш,

Братищев Иван Яковлевич — мастер ПТО Кыштым,

Мехонцев Анатолий Иванович — старший осмотрщик-ремонтник,

Лукинских Анатолий Иванович — на­чальник ПТО Уфалей,

Панов Ва­лерий Геннадьевич — осмотрщик-ремонтник вагонов,

Исаев Александр Иванович — старший мастер вагоносборочного цеха.

Орденом «Знак Почёта»:

Павлов Григорий Григорьевич — электросварщик (1978),

Синцова Полина Сергеевна — маляр (1974),

Ладыгина Лидия Алексеевна — токарь (1971).

Знаком «Отличный вагонник»:

Васильев Анатолий Васильевич — мастер,

Мехонцева Нина Федоровна — мастер,

Елисеев Александр Иванович — осмотр­щик вагонов,

Градобоева Антонина Федоровна — смазчица.

Награждены орденами:

Трудового Красного Знамени:

Мехонцев Анатолий Иванович — старший осмотрщик-ре­монтник;

Трудовой Славы III степени:

Карелин Виктор Борисович — осмотрщик вагонов;

Смердов Вячеслав Иванович — мастер ва­гоносборочного цеха (1978).

Награждены медалью «За трудовое отличие»:

Мехонцева Нина Фёдоровна — бригадир (1966);

Подольникова Мария Алексеевна — сверловщица (1974);

Репьёва Ольга Фёдоровна — осмотрщик вагонов (1981);

Тарасова Галина Павловна — обмотчица (1986);

Шаклеин Виктор Николаевич — осмотрщик-ремонтник ва­гонов (1986).


Особенно ценной была преемственность руководителей депо при их общей направленно­сти к росту производства.

Первым начальником депо был Гудков И.В. Начиная с января 1959 года депо возглавляли:

Рыскин Михаил Семенович (январь 1959 по фев­раль 1963);

Торопов Борис Александрович (февраль 1963 по де­кабрь 1965)

Щеголев Анатолий Григорьевич (декабрь 1965 по ап­рель 1971);

Рыскин Михаил Семенович (апрель 1971 по сен­тябрь 1973);

Галкин Ким Владимирович (октябрь 1973 по май 1977);

Кондрашов Валентин Алексеевич (май 1977 по де­кабрь 1980);

Иванов Владимир Сергеевич (декабрь 1980 по май 1985);

Белоцерковский Виктор Григорьевич (май 1985 по де­кабрь 1999, август 2008 – февраль 2009);

Исаев Александр Иванович (декабрь 1999 по май 2001);

Козлов Анатолий Павлович (май 2001 — июль 2008)

Полтаракин Евгений Николаевич (февраль 2009 – по настоящее время)

С развитием депо и совер­шенствованием технологических процессов, год от года ежегодно возрастал план ремонта вагонов.

В 1990 году построен гараж на 9 боксов.

1992-93 гг. — силами депо асфальтированы улицы Республики, Садовая, Ельцова по маршруту движения служебного автобуса для работников депо. Окончено строительство жилого дома с общежитием и гостиницей.

1994-95 гг. — цех капитального ремонта контейнеров пере­профилирован в цех расформирования колёсных пар.

1996-98 гг. — проведена реконструкция деповской котель­ной с внедрением автоматического контроля аварийности котлов.

В 1997 году разработан и внедрен технологический процесс деповского и капитального ремонта 4-х осных цистерн.

В 1998 году рационализаторы (Белоцерковский В.Г., Исаев А.А., Лапотышкин А.В.) первыми на сети дорог изготови­ли и внедрили приспособление для снятия и постановки пятни­ков на вагон.

В 2000 году приобрели специально-фрезерные станки для обработки надрессорных балок и боковых рам тележки после наплавки.

За 1998-2000 гг. проведена реконструкция колёсно-роликового цеха.

В 2002 году асфальтирована территория депо. Проведены работы по реконструкции вагоносборочного (ВСЦ), роликового, ремонтно-заготовительного цехов и тележечного отделения. В цехе капитального ремонта цистерн со­зданы технологические позиции по очистке котлов, рам цистерны, гидравлического испыта­ния и позиция окраски. Внедрены новое оборудование, средства диагностики, новые высокоэффективные тех­нологии. Вагонное депо перешло на ремонт вагонов собственности промышленных предприятий.

Инженер-технолог Чашникова Любовь Ивановна посвятила стихи родному депо:

Сколько трудностей было — этих дней не вернуть,
Но как хочется нам в эти дни заглянуть.
Пожелтевшие фото, где с искринкою взгляд
И знакомые лица девчат и ребят.
Не жалея себя, создавали депо,
И на хрупкие плечи сколько груза легло.
Вы не знали порой ни покоя, ни сна.
Но построить депо призывала страна.
Помогали подростки, заменяя отцов.
Всех ушедших на фронт добровольцев — бойцов.
Но и в мирное время были фронтом цеха,
И в работе, и в жизни закалялись сердца,
И кипела работа, и задор молодой.
Люди стойко держались и трудились с душой.
Поколения сменялись... Внуки трудятся здесь,
Не уронят они предприятия честь!

Руководствуясь распоряжением МПС РФ от 13.06.2002 № 281р, вагонное депо Верхний Уфалей выделено из состава вагонного депо Челябинск-Сортировочный и с 01.01.2003 г. преоб­разовано в «Вагонное депо Верхний Уфалей» филиал Федерального Государственного унитарного предприятия «Южно-Уральская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» (основание Приказ 264/Н от 16.07.2002 г.)

В период 2002-2005 г.г. внедрены новые высокоэффективные технологии: сухая очистка средней части оси, наплавка и механическая обработка боковых рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов, наплавка корпусов букс, снятие и постановка пятников, механизированная очистка котлов цистерн, освоена их окраска и маркировка. Введены в эксплуатацию установки для обмывки авто­тормозного оборудования и корпусов автосцепки с применением насосов «Kärcher». Проведено эстетическое оформление цехов и отделений, улучшено освещение на рабочих местах, усовершенствована вентиляция на особо загазованных участках работы, заасфальтированы подъездные дороги, проходы и междупутья.

В колесно-роликовом цехе проведен ремонт роликового отделения, введены в эксплуатацию автоматизированные участки распрессовки и мойки подшипников и корпусов букс. Также внедрены в эксплуатацию автоматические приборы для контроля деталей буксового узла фирмы «Робокон».

В 2008 году вагонное депо Верхний Уфалей в рамках структурной реформы ОАО «РЖД» перешло в собственность ЗАО «УГШК». И с этого момента развитие депо началось с удвоенной силой…