Историческая справка
История становления и развития вагонного депо станции Верхний Уфалей начинается со строительства и пуска в эксплуатацию железнодорожного участка Челябинск - Екатеринбург.
В необычно сложной для страны обстановке 3 июля 1933 г. постановлением СНК СССР, вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта.
До 1933 года ремонт вагонов на ст. В.-Уфалей производился на путях
бывшего паровозного депо, затем он был перенесен в мастерские по ремонту пути.
Приказами Наркомпути Л. М. Кагановича № 171 от 8 июля 1935 года и начальника Южно-Уральской железной дороги № 203 от 22.07.1935 года определена дата строительства вагонного депо на ст. В.-Уфалей на базе вагоноремонтного пункта, который возглавлял Гудков И. В.
Всем начальникам служб, отделов и линейным административным лицам приказывалось все вопросы, связанные со строительством вагонного депо решать ВНЕ ВСЯКОЙ ОЧЕРЕДИ (Гос. архив администрации Челябинской области от 20.04.95г).
22 июля 1935 года официальная дата рождения вагонного депо на станции Верхний Уфалей.
В 1935 году были построены здания сборочного и колесного цехов, цех механика, котельная для лесосушилки и основная котельная депо, в которой были установлены 3 вертикальных паровых котла, проложена паропроводная, водопроводная и силовые линии.
В мае 1936 года Наркоматом путей сообщения изданы приказ м № 68Ц «О ликвидации обменных пунктов и изменении системы ремонта грузовых вагонов» и № 83Ц «О введении технологических процессов и новых технических норм в текущем ремонте вагонов».
Внесены коррективы в организацию и систему ремонта вагонов, введен капитальный и средний ремонты (1935 год), годовой осмотр (1937 год).
Предприятие получило по тем временам мощную технологическую оснастку:
- колесно-токарный станок типа«Гегеншайдт» ;
- электропневматический молот «Беше»;
- строгальный станок;
- два токарно-винторезных станка типа «ДИП -200», «ДИП -250»;
- болторезный, сверлильный станки...
В кузнеце установили пресс Уварова для испытания крюков винтовой упряжки.
Баббитозаливочное отделение было снабжено прессом Бринелля для испытания подшипников на твердость и печь для плавки баббита на угольном отоплении.
Основное здание сборочного цеха было низкое, в нем не было мостового крана.
Ремонтировались в основном, двухосные вагоны, часть в цехе (четыре ремонтные позиции), а часть на улице, возле цеха. Во всем депо была одна кран-балка.
С появлением четырехосных вагонов подъемка стала выполняться
с помощь винтовых, паровозных домкратов.
Все ремонтные работы выполнялись ручным способом. Быт вагонников продолжал оставаться неустроенным. Люди жили в бараках. Не было условий быта и на производстве, негде было умыться, переодеться. На работу и с работы вагонники ходили в грязной спецодежде, не было прачечной.
В период Великой Отечественной войны вагонники, как и все труженики тыла, бесперебойно обеспечивали исправным подвижным составом перевозки военной техники и армии на фронт.
Вагонники были непосредственными участниками строительства бронепоездов и бронеплощадок, создавали восстановительные и военно-санитарные поезда, оборудовали вагоны-бани.
Командный состав депо также принимал активное участие в ремонте вагонов в нерабочее время.
В целом по депо ушли на фронт 141 человек, из них 47 не вернулось. После великой отечественной войны в цехе организовали участок по ремонту тележек. Разработали и внедрили технологический процесс ремонта тележек. К цеху со стороны главного пути был пристроен транспортный коридор, в нем установлена мощная моечная машина по обмывке тележек на колесных парах. Подача тележек в мойку и сама моечная машина были механизированы.
Реконструкция вагонного депо проводилась в несколько этапов и продолжается сегодня. На первом этапе (с конца 40-х годов и начало 50-х) выполнено наращивание стен вагоносборочного цеха с установкой 5-тонного мостового крана. Впервые появилась возможность механизации тяжелых операций по подъемке вагонов, колесных пар, автосцепок.
Построена и введена в эксплуатацию первая столовая на территории депо в бывшем частном доме семьи Гранкиных.
Приказом начальника ЮУЖД Д. М. Калабухова № 179 от 28.08. 1958 года в связи с организацией отделов вагонного хозяйства отделений дорог и в соответствии Приказа МПС СССР № 51/Ц от 05.05.1958 года приказывалось выделить из состава вагонного участка хозрасчетное вагонное депо Верхний Уфалей с самостоятельным балансом и расчетным счетом в банке.
В 1960 году построена над цехом механика вторая, со дня открытия депо, столовая на 25 посадочных мест.
1961 год - цех ремонта люков.
1962 год - автоконтрольный цех, гараж, женские и мужские душевые, организована механизированная подача смазки.
1963 год - лесосушилка, склад материалов, смазкохранилище.
1965 год — деревообделочный цех.
1966 год — прачечная.
С 1967 года начали активное внедрение московского метода: совершенствование технологических процессов ремонта грузовых вагонов.
В 1968 году при реконструкции вагоносборочного цеха установлен 10-тонный мостовой кран, ремонтные позиции увеличены с 4 единиц до 8, пристроено тележечное отделение. Впервые вагоны установили на стационарные ставлюги.
Депо специализировалось на ремонте полувагонов, план 1970 года составил 3000 вагонов.
В 1969 году в депо был передан план капитального ремонта контейнеров в количестве 2910 единиц. Ремонт контейнеров осуществлялся в переоборудованном цехе теплой промывки паровозов. Более 2-х лет продолжалась работа по оснащению цеха капитального ремонта контейнеров необходимым оборудованием.
В 1972 г. в депо введен капитальный ремонт платформ, а затем полувагонов.
В 1974 году при активной работе главного инженера депо Кондрашова и мастера Байрамова была создана поточная линия по ремонту трёх и пятитонных контейнеров в отдельно стоящем цехе окраски.
В состав поточной линии входили:
- камера механизированной окраски контейнеров;
- сварочные полуавтоматы в среде углекислого газа;
- аргонодуговая сварка на ремонте алюминиевых контейнеров.
Передача контейнеров с первой нитки на вторую осуществлялась трансбордерной тележкой.
В 1976 году в цехе окраски установлен 5-тонный кран и освоен ремонт большегрузных алюминиевых 10-тонных контейнеров. В результате оздоровления контейнеров, в 1985 году капитальный ремонт достиг 5600 единиц в год.
В 1979 г. построен административно-бытовой корпус: на первом этаже душевые, на втором — столовая на 50 посадочных мест, на третьем этаже — контора. Построен теплый переход между цехами и бытовым корпусом.
С развитием депо и совершенствованием технологических процессов, год от года ежегодно возрастал план ремонта вагонов.
В 1990 году построен гараж на 9 боксов.
В 1991 году смонтирован 20-тонный козловой кран, разработан и внедрен технологический процесс разделки вагонов, исключенных из инвентарного парка МПС. В этом же году инженерно техническими работниками построена и введена в действие деповская сауна. При реконструкции большое внимание уделено созданию работникам депо нормальных условий труда, быта и отдыха.
1992-93г.г. — силами депо асфальтированы улицы Республики, Садовая, Ельцова по маршруту движения служебного автобуса для работников депо.
В 1993 г. окончено строительство жилого дома с общежитием и гостиницей.
1994-95г.г. - цех капитального ремонта контейнеров перепрофилирован в цех расформирования колёсных пар.
1996-98г.г. - проведена реконструкция деповской котельной с внедрением автоматического контроля аварийности котлов.
В 1997 году разработан и внедрен технологический процесс деповского и капитального ремонта 4-х осных цистерн.
В 1998 году рационализаторы (Белоцерковский В.Г., Исаев А.А., Лапотышкин А.В.) первыми на сети дорог изготовили и внедрили приспособление для снятия и постановки пятников на вагон.
За 1998-2000г.г. проведена реконструкция колёсно-роликового цеха.
В 2000 году приобрели специально-фрезерные станки дли обработки надрессорных балок, и боковых рам тележки после наплавки.
В течение 2000 годов значительно обновился станочный парк, при ремонте тележек внедрена система наплавки деталей тележки с последующей механической обработкой. Ведется монтаж моечных установок для обмывки автотормозного оборудования и корпусов автосцепки с применением насосов "Керхер". В это же период открыли базу отдыха на озере Иткуль.
Руководствуясь распоряжением МПС РФ от 13.06.2002 № 281р, вагонное депо Верхний Уфалей выделено из состава вагонного депо Челябинск сортировочный и с 01.01.2003 г. преобразовано в «Вагонное депо Верхний Уфалей» филиал Федерального Государственного унитарного предприятия «Южно-Уральская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» (основание Приказ 264/Н от 16.07.2002г.)
2002 год — асфальтирована территория депо. В цехе капитального ремонта цистерн создаются технологические позиции по очистке котлов, рам цистерны, гидравлического испытания и позиция окраски.
Вагонное депо переходит на ремонт вагонов собственности промышленных предприятий.
В 2008 году на торгах, проводимых ОАО "РЖД", ЗАО "УГШК" приобрело Вагонное депо Верхний Уфалей, которое с тех пор является его филиалом.